![]()  | 
| Полковник Аннамухаммед Карашхан Йомудский (1829-1886).  | 
Судьба семьи, которая оживляет ее взлеты и падения из глубин событий истории, как кричая из прошлого!
Туркменский дом просвещения:
С первых дней советской власти Туркменская республика, которая входила тогда в состав России, стала 
получать от русских, украинцев, белорусов кредиты, семена, сельскохозяйственные машины, оборудование и 
квалифицированные кадры. Однако вскоре стало ясно, что Туркмения остро нуждается и в собственных специалистах, 
способных поднять республику.
Это были очень тяжелые годы. Грабежи, поджоги, разрушения, чинимые басмачами, приводили экономику, и без 
того разрушенную, в еще более плохое состояние. В водовороте событий оказался человек удивительной судьбы - 
Николай Николаевич Йомудский, получивший русское имя вместо туркменского Караш. Его дед Киятхан был вождем 
племени йомудов. Дети и внуки Киятхана состояли на царской службе. В октябре 1917 года полковник царской армии 
Н. Н. Йомудский перешел на сторону революции.
Целью своей жизни Н. Н. Йомудский всегда считал образование народа, его просвещение. Он был убежден в том, 
что грамотные люди очень скоро потребуются молодой республике. Ему хотелось скорее взяться за создание 
учебного заведения для туркменских ребят, но в республике была очень сложная обстановка. Тогда и возникла 
идея: вывезти группу ребят за границу, чтобы дать им образование.
Весной 1924 года Николай Николаевич едет в далекую Москву, чтобы войти с этим предложением к И. В. Сталину. 
Но Сталин решил этот вопрос проще: зачем за границу? И под Москвой место найдем - в Серебряном бору, бывшая 
усадьба господ Карзинкиных... (А может быть, знавал Йомудский Карзинкиных-то по хлопковым делам? Кто теперь 
подскажет...Но приказ был именно от Сталина.)
И вот первые архивные документы: «Туркменский Народный Дом просвещения. Приказ N1. Согласно постановлению 
ПредТУРЦИКа, распоряжением Наркомпроса Туркменреспублики от 1 августа 1924 года я назначен заведующим Народным 
Домом просвещения. Н. Н. Йомудский».
Но оказалось совсем не просто собрать детей для обучения в Москве. Ведь с раннего детства туркменским детям 
прививалось: «Увидел русского - беги!» В те времена господствовало мнение, что школы открывают для того, чтобы 
превратить туркменских детей в безбожников и иноверцев. Да и сама учеба считалась абсолютно лишним делом, 
которое только отвлекало от домашнего хозяйства.
7 августа 1924 года директор выехал в Москву. «Туркменский Народный Дом просвещения. Приказ N2 от 14 
августа 1924 года. Сего числа я прибыл в бывшее имение Карзинкиных и вступил в заведование Туркменским Домом 
просвещения».
8 первой партии приехавших были ребята самого разного возраста - от 10-летних мальчиков до 18-летних 
юношей, но их объединяло одно: почти все они были родом из Челекена, где располагалось имение Н. Н. 
Йомудского. Николая Николаевича там все знали, и ему с огромным трудом, но все же удалось уговорить земляков 
отдать своих детей на обучение в Москву. В большинстве своем это были дети из многодетных семей или сироты. 
Всего собралось около 200 человек.
![]()  | 
| Туркменский дом просвещения в под Москве | 
В школе было образовано четыре класса. В двух первых (младших) оказалось по 35 человек, а в старших - по 
15-20 учеников. Приехавших ребят разместили в бывшем огромном двухэтажном господском доме с 47 комнатами и с 
неуклюжими пристройками. На первом этаже - классные комнаты, дирекция, кухня и столовая. На втором -спальни 
учеников, библиотека, читальня и кабинет врача.
Н. Н. Йомудский знал, что очень трудно будет ребятам в первое время. Все для них было незнакомо, 
непривычно, ново, а порой даже страшно - и природа, и жилье, и еда, и одежда. «Непривычная еда, баня, мыло, 
постельное белье, - вспоминал академик Сары Каранов, -в нашем духовном преображении значили не меньше, чем 
знакомство с устройством мира на уроках физики и географии. Воспитатели старались, чтобы новое не обрушивалось 
на нас лавиной, не оказалось бы слишком непосильной эмоциональной нагрузкой, - в непривычный мир нас вводили 
постепенно».
Поначалу очень трудно складывались отношения с селянами. Ведь «басурман» поселили на территории трех 
православных церквей (!), и у селян это вызывало недовольство, вспоминал Н. Н. Йомудский. На Масленицу на 
улице Троицкого-Лыкова возникла драка. Воспитанников всех возрастов было 250 человек, а крестьян значительно 
больше. Во всех церквах и в Строгине даже били в набат. Из Москвы выслали конный отряд ГПУ, который и навел 
порядок. Йомудского в это время не было, но когда он вернулся, то сумел восстановить мир. А дальше постепенно 
все наладилось, стало привычным и ясным.
«Дома нас долго убеждали, - дополняет Язлы Мамедов,- кто не верит в Аллаха, тот враг, особенно русские. А 
разве сами туркмены мирно жили между собой? Вскоре после нашего приезда произошла драка между текинцами и 
хорезмийцами. Директор быстро ее погасил.
А еще через два дня в его отсутствие только что прибывшие из Мерв-ского уезда дети поссорились с 
ашхабадцами, и 12 маленьких туркмен из Мерва, испугавшись, убежали. Их вернули с дороги. Но это были последние 
столкновения. Образ нашей жизни в коммуне не оставлял места для племенной розни. Ведь как раз те, кто 
заботился о нас теперь, были в основном русские, а директор - Н. Н. Йомудский, хоть и туркмен, тоже мало 
походил на земляков-мусульман».
У туркмен быстро появились свои друзья в селе. Вместе ходили в лес за грибами и ягодами, вместе занимались, 
читали книги, играли в волейбол, городки. Сохранилась в усадьбе и крокетная площадка, которую также 
использовали по назначению. Н. Н. Йомудский вспоминает: «Домашняя церковь находилась в главном здании. Потолки 
были расписаны картинами изумительной красоты. Этот большой зал служил нам клубом, здесь проходили лекции, 
собрания, и здесь же крутили кино».
Весь процесс образования в Домпросе был основан на принципах А. С. Макаренко, и постепенно сложился дружный 
коллектив, где основным правилом было уважение к товарищу. Человек, пусть еще ребенок, ценился не по 
роду-племени, а по труду, по тому, как учился и что умел делать. А дел находилось немало. Домпрос имел свою 
электростанцию, в которой, помимо основного электрика, работали и ученики. Многие работали на огороде, в 
яблоневом саду, на собственной пасеке, сами управлялись с лошадьми, следили за баней, помогали поварам на 
кухне. «На территории Домпроса была пробурена скважина, и мы пили прекрасную воду из девонских известняков», - 
вспоминал сын директора Караш Николаевич Йомудский.
Ребята были из семей разного достатка. Некоторым хоть иногда присылали деньги на карманные расходы, но были 
и круглые сироты, которым неоткуда было ждать помощи. И тогда по рекомендации директора школы Аит Ниязов 
(будущий академик-химик) организовал трудовую артель из учеников-сирот. Артель выполняла различные поручения 
по уборке территории, заготовке дров, работе в саду и так далее. Все это за соответствующую плату.
«Хорошо было поставлено материальное обеспечение школьников. Нас одевали, обували: зимой - теплое пальто, 
гимнастерка, валенки, меховые шапки и так далее, - вспоминает Аит Ниязович Ниязов. - Кормили нас очень хорошо, 
тем более что овощи и фрукты были свои». В школе работали кружки: музыкальный, хоровой. Играли на балалайках, 
мандолинах, гитарах. Разучивали и распевали революционные песни, читали стихи русских и советских поэтов, 
организовывали всевозможные походы и прогулки. Вместе с селянами в клубе крутили кино, устраивали танцы, 
вместе ходили в лес за грибами и ягодами, вместе читали книги и занимались, а иногда приходили на помощь 
селянам в их тяжкой жизни.
До последних дней своей жизни помнили своих учителей бывшие домпросовцы. Вспоминали с большой теплотой Н. 
Н. Йомудского, его дочь Десте-Гуль Тайчаханову, которую все звали просто Лизой, Г. М. Фельдман - учительницу 
русской словесности, В. А. Емельянова - учителя истории, и многих других. Педагоги готовили ребят к непростой 
будущей жизни, творческому труду и неравнодушному отношению к порученному делу.
... Беда пришла неожиданно. 12 февраля 1929 года, когда вечером после ужина все разошлись по укромным и 
уютным уголкам, запахло дымом... Огонь охватывал все новые и новые комнаты огромного здания. Сбежались все 
обитатели дома, жители деревни. Не имея подручных средств, они ничего не смогли предпринять против 
разбушевавшейся стихии, а пожарных из Москвы так и не дождались.
Сразу после пожара учеников младших классов эвакуировали в Ашхабад, а ученики трех старших классов остались 
учиться до июня. Ребят переселили во второе здание господской усадьбы, а затем всех вывезли - кого в Ашхабад, 
а кого - в Ташкент. И появилось новое постановление Наркомпроса Туркменской ССР от 9 июля 1929г. «О доме 
Просвещения под Москвой:
- В отмену прежнего решения Коллегиии Наркомпроса Домпрос под Москвой реорганизован в Туркменский дневной Рабфак на один комплект.
 - В 1929-1930 учебном году развернуть первые группы Рабфака на 60 человек.
 - Семилетку из Домпроса на 1929-1930 г. перебросить в Ашхабад в опытно-показательную школу.
 - Седьмую группу Домпроса выпустить для передачи в САГУ и Техникумы».
 
После закрытия Туркменского Домпроса в селе стало чуточку тише, но остался Туркменский рабфак, и осталась 
дружба.
Прошло время. Повзрослевшие домпросовцы продолжали свою учебу в различных вузах страны. Язлы Мамедов стал 
врачом-эпидемиологом, Анкар Тайлиевич Тайлиев многие годы строил в Туркмении Дороги и возглавлял Министерство 
автомобильного транспорта, Сары Каранов стал офтальмологом, одним из первых окулистов-туркмен. Пройдя путь от 
рядового врача до академика медицины, спас от трахомы и глаукомы тысячи соотечественников.
Сын директора Домпроса Караш Николаевич Йомудский - первый туркмен-геолог, сыгравший видную роль в 
гидрогеологических, инженерно-геологических и водохозяйственных исследованиях. Первым в Туркмении 
академиком-философом стал бывший беспризорник Гельды Оразович Чарыев, а Музафар Майедович Данешвар - 
заслуженным деятелем искусств Туркменской ССР, народным художником. Химия увлекла Аита Ниязовича Ниязова еще в 
Домпросе. Академик Ниязов много сил отдал подготовке научных кадров.
Идут годы... Более 70 лет пробежало с того дня, когда первых туркменских детей приняло древнее русское 
село. Из тех 200 с лишним ребят в живых остался только один - Аит Ниязович Ниязов. Академик, доктор химических 
наук. Ему уже далеко за 80, но каждое лето он старается прилететь в Москву к дочери и обязательно навестить 
места своей удивительной юности, каждый раз дополняя рассказ новыми воспоминаниями.
А я, слушая его, который раз удивляюсь событиям тех далеких лет! Это же надо было провидению так 
перетасовать людей, так все перевернуть в жизни разных народов! На территории трех православных церквей 
разместить... иноверцев!
Рисурс: :Строгино


No comments:
Post a Comment