Самоназвание - туркмен (в русской литературе 18 - начала 19 вв. -
трухмяне, трухмены). Основное население Туркмении. Живут также в
Узбекистане, Таджикистане, на Северном Кавказе, в Астраханской области и
ряде городов России; с начала 19 в. на востоке и северо-востоке
Ставропольского края компактно проживают туркмены, переселившиеся с
Мангышлака. Общая численность туркмен - свыше 4,6 млн., в том числе на
территории Туркмении свыше 2,5 млн. (данные переписи 1989 г.), в Иране -
свыше 700 тысяч, в Афганистане - около 350 тысяч, в Ираке - около 200
тысяч, в Турции - 120 тысяч; туркменские диаспоры есть в Сирии и
Иордании.
Туркмены относятся к каспийскому варианту индо-средиземноморской расы
большой европеоидной расы. Говорят на туркменском языке огузской
(юго-западной) подгруппы тюркской группы алтайской семьи. 3 диалектные
группы: текинский, сарыкский, гокленский, иомудский,
карадашлы-алилинский и эрсаринский диалекты; анауский, хасарский,
нохурский, човдурский; диалекты, распространенные в Чарджоуской области.
Письменность - сперва на основе арабского, затем - русского алфавита.
Литературный язык на основе текинского диалекта. Верующие -
мусульмане-сунниты.
Туркменские женщины символов в истории |
В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние
ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее
эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а
также оседлое ираноязычное земледельческое население западного Хорезма,
средней Амударьи и северного Хорасана. Это население, особенно
полукочевое, уже с 4-6 вв. начало подвергаться тюркизации. Огузы, в
большом числе проникшие в пределы Туркмении в 9-11 вв., сыграли важную
роль в этногенезе туркмен, определив, кроме многих черт культуры, их
язык и физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с
северо-востока с сельджуками в 11 в., осела здесь и постепенно слилась с
местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В
состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского
происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале 13 в. - часть
татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в
14-15 вв., когда после монгольского завоевания сложились новые
племенные объединения, составившие ядро туркменской народности:
човдурское (човдуры, иг-дыры, абдалы, арабачи), "внешних" (теке, иомуты,
сарыки, эрсари) и "внутренних" (собственно салыры) салыров, а также
гоклены. Помимо них и более мелких племен туркмен - языров (карадашлы),
емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось
довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили
кочевники из других тюркских и иранских племен. В последующие века это
население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В 16 - 18 вв.
происходило массовое переселение многих туркмен из западной Туркмении в
южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие
усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили).
Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими
туркменские племена. Политическая и экономическая разобщенность,
постоянные войны и набеги феодальных правителей соседних стран разрушали
производит, силы, препятствовали экономическому, культурному и
общественному развитию, способствовали консервации архаических
социальных институтов. Почти до 80-х гг. 19 в. у туркмен существовало
патриархальное рабство; сохранялось архаическое деление на иг -
"чистокровных", гул - "рабов", гырнак - "рабынь" и ярым - потомков от
смешанных браков свободных с рабынями. Кроме этих основных социальных
категорий существовали еще гелмишек (гонши) - пришельцы из др. племен и
тат - потомки покоренных и еще неполностью ассимилированных ираноязычных
народов.
До 30-х гг. 20 в. туркмены еще сохраняли деление на племена с
многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были
текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры.
Племенные и родовые связи играли в прошлом большую роль и использовались
родовыми вождями для эксплуатации своих сородичей.
В 80-е гг. 19 в. Туркменистан был присоединен к России и на его терр.
начался процесс подъема хозяйств, и политич. жизни, несмотря на то, что
туркмены оказались разделенными на три части (не считая туркмен Ирана и
Афганистана); в Закаспийской обл. (основная масса), включенной позднее в
состав Туркестанского края, в составе Хивинского ханства и Бухарского
эмирата.
Перед Октябрьской революцией 1917 г. общественный строй туркмен был
патриархально-феодальным с некоторыми элементами капитализма, особенно
значительными в южных районах. В октябре 1924 г. на землях туркмен была
образована Туркменская ССР (с 1991 г. - независимое государство
Туркменистан).
Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с
кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ
жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и
оседлых (чомур) земледельцев. Западные туркмены в основном были
скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части
туркмен, жившей в оазисах, преобладало земледельческое хозяйство
(пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого
скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине
19 в. ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное
значение.
Традиционным жилищем туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с
юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный
глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей,
несколькими маленькими оконцами. Среди прикаспийских туркмен были
распространены деревянные дома на сваях. Ныне сельское жилище
обычно-3-4-камерный дом из сырцового или обожженного кирпича с
2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется
крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время.
Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время
юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или
как жилище чабанов на отгонных и сезонных пастбищах.
В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими
общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых
туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат. Головным
убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка
(телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует
национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шелковые
халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и
молодые мужчины. Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят
платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно
красного цвета, короткие жилетки (енсиз), длинные узкие внизу штаны
(балак); голову покрывают большим шелковым или шерстяным платком.
Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными
украшениями тюбетейка (тахя, борик). Для национального женского костюма
характерно значительное количество серебряных украшений.
Традиционная пища: мясной суп (чорба) с разл. приправами, жареное
мясо (говурма), плов (палов), различные молочнокислые продукты (гатык,
сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока,
каши из риса. Из муки пекут лепешки (чорек, гатлама, челпек), делают
пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зеленый чай (гок чай).
Литература:
- Бабаков О. Б. Антропологический состав туркменского народа в связи с проблемой этногенеза, Ашхабад, 1977.
- Оразов А. Этнографические очерки хозяйства туркмен Ахала в XIX-нач. XX в. — Ашхабад, 1985.
- Этнические процессы и хозяйство туркмен XIX-нач. XX в.: сборник научных трудов. — Ашхабад, 1982.
- Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. — Ашхабад, 1983.
- Джикиев А. Туркмены юго-восточного побережья Каспийского моря. — Ашхабад, 1961.
- Васильева Г. П. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. — М., 1969.
- Аннаклычев Ш. Быт и культура рабочих Туркменистана. — Ашхабад, 1969.
- Винников Я. Р. Хозяйство, культура и быт сельского населения Туркменской ССР. — М., 1969.
- Бартольд В. В. Очерк истории туркменского народа, в его кн.: Соч., т. 2, ч. 1. — М., 1963.
Источники:
- Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
No comments:
Post a Comment